oncolog.su » Рак легкого » Методы лечения рака легкого

МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ РАКА ЛЕГКОГО

Методы лечения рака легкого определяются локализацией и стадией процесса, а также морфологией опухоли.

Хирургическое лечение

Основным методом лечения рака легкого (за исключением мелкоклеточного) является резекция легких или пневмонэктомия, однако показатель операбельности составляет от 16 до 20 %, т. е. лишь каждый пятый из впервые выявленных больных подвергается хирургическому вмешательству, а 4 из 5 — консервативным методам лечения. Не оперируются больные вследствие запущенности процесса (30—40 %), низких функциональных резервов и(или) преклонного возраста (30—40 %) и из-за отказа самого больного от операции.

В случаях низко дифференцированного или далеко зашедшего (III стадия) рака радикальная операция дополняется лучевой и химиотерапией.

Абсолютные онкологические противопоказания к операции на легком при раке: отдаленные метастазы в лимфатические узлы (шейные, подмышечные и др.) или во внутренние органы и ткани (плевра, печень, почки, надпочечники и др.), обширное прорастание опухоли или метастазов в аорту, верхнюю полую вену, диафрагму, поражение противоположного главного бронха, специфический плеврит и др.

Серозная жидкость в плевральной полости, распространение опухоли на перикард, блуждающий и диафрагмальный нервы, иногда на пищевод, грудную клетку, поражение главного бронха, трахеи не являются абсолютными противопоказаниями к оперативному вмешательству, поскольку комбинированная операция, иногда в сочетании с лучевой терапией или медикаментозной противоопухолевой терапией, в ряде случаев дает удовлетворительный результат.

При мелкоклеточном раке резекция легких малоперспективна и может выполняться лишь в начальных стадиях процесса (I—II стадия) как компонент комплексного лечения. Обязательным компонентом лечебных мероприятий при мелкоклеточном раке легкого является химиотерапия, чаще всего в сочетании с лучевой терапией, либо в случае возможности операции - в качестве послеоперационной адъювантной химиотерапии.

Показанием для проведения послеоперационной лучевой терапии является обнаружение метастаза, по крайней мере, в одном лимфатическом узле — бронхопульмональном, корня легкого или средостения.

Лучевая терапия

Основная идея послеоперационной лучевой терапии состоит в подавлении жизнеспособности клеток в лимфатических сосудах и узлах, полное (радикальное) удаление которых невозможно проконтролировать. Дополнительными противопоказаниями к послеоперационной лучевой терапии являются осложнения операции (бронхиальный свищ, эмпиема плевры и др.). Интервал между операцией и послеоперационной лучевой терапией 3—4 недели.

Химиотерапия

Химиотерапию как компонент комплексного лечения применяют в пред- и послеоперационном периодах. Эффективность химиотерапии рака легкого в значительной степени зависит от гистологической структуры опухоли: немелкоклеточный рак (плоскоклеточный и железистый) отличается малой чувствительностью к химиопрепаратам, тогда как при мелкоклеточном раке химиотерапия достаточно эффективна.

Химиотерапия больных раком легкого противопоказана при истощении больного; выраженной опухолевой или гнойной интоксикации; распаде опухоли, сопровождающемся значительным кровохарканьем; выраженных патологических изменениях печени, почек, сердечнососудистой системы; низких показателях крови.

В клинической практике для лечения рака легкого с определенным успехом применяют несколько противоопухолевых препаратов: циклофосфан, винкристин, метотрексат, фосфамид, этопозид, цисплатин, митомицин, адриамицин, нитрозометилмочевина и др. Консервативное лечение проводится у 2/3 больных немелкоклеточным и 3/4 больных мелкоклеточным раком легких. Значительную группу больных составляют больные, которые получают лишь симптоматическую терапию.

В последнее время в литературе появились сообщения об использовании эндобронхиальной лазерной деструкции с применением гематопорфирина при лечении рака легкого. В первую очередь это касается больных с тяжелой сопутствующей патологией при небольших опухолях в крупных бронхах. Лазерная деструкция опухоли может применяться и в плане предоперационной и предлучевой подготовки больных с экзофитными опухолями центральной локализации, а также с паллиативной целью у больных с частичной или полной окклюзией дыхательных путей.