oncolog.su » Рак кишечника

РАК КИШЕЧНИКА

Анатомия кишечника

• Толстая кишка – конечный отдел кишечника человека. Длина ее составляет от 1 до 2 метров (в зависимости от телосложения человека). Различают следующие отделы толстой кишки: слепая кишка, восходящая ободочная кишка, поперечно-ободочная кишка, нисходящая ободочная кишка, сигмовидная кишка и прямая кишка.
  • Слепая кишка представляет собой начальный небольшой отрезок толстой кишки длиной около 5-6 см. Из всех отделов она самая широкая, диаметр ее составляет 6-11 сантиметров. Располагается слепая кишка в правой подвздошной ямке (правый нижний угол живота). Именно от нее отходит червеобразный отросток (аппендикс).
  • Восходящая ободочная кишка является продолжением слепой кишки вверх и располагается в правой части брюшной полости. Длина ее составляет до 10 сантиметров, а диаметр – от 3 до 7 сантиметров. В правом подреберье (под печенью), на месте перехода восходящей кишки в поперечную, образуется правый (печеночный) изгиб толстой кишки.
  • Поперечно-ободочная кишка является продолжением восходящей ободочной кишки, она простирается от правого до левого изгиба поперек брюшной полости на уровне пупка. Длина ее в средней составляет 50-60 см. В левом подреберье (под селезенкой) образуется левый (селезеночный) изгиб толстой кишки. Он расположен несколько выше правого.
  • Нисходящая ободочная кишка начинается от области левого изгиба и располагается в левой части брюшной полости. Длина ее составляет около 15 см, а диаметр немного меньше поперечно-ободочной кишки (в среднем 3-5 сантиметров).
  • Сигмовидная кишка– это продолжение нисходящей ободочной кишки. Ее отличие от других отделов толстой кишки в том, что она идет не по прямой, а образует петлю (в виде греческой буквы «сигма»), что отражено в ее названии. За счет извитости ее длина может колебаться от 25 сантиметров до 50, иногда больше.
  • Прямая кишка – последний отдел толстой кишки. Она располагается в полости таза. Внизу прямая кишка переходит в анальный канал (его длина около 2-4 сантиметров), который заканчивается анальным отверстием (анусом). Длина прямой кишки колеблется в пределах 12-18 сантиметров. В месте перехода сигмовидной кишки в прямую диаметр последней 3,5-4 сантиметра, ниже она значительно расширяется – это так называемая ампула прямой кишки. Ее принято делить на верхний средний и нижний отделы.
  • Толстая кишка выполняет несколько функций. В ней происходит всасывание воды, глюкозы, аминокислот, витаминов, солей кальция, натрия, магния из пищевой кашицы, которая поступает из тонкой кишки. Также в толстой кишке происходит окончательное расщепление пищевых остатков (белков, углеводов, клетчатки). Причем в этом процессе участвуют не только ферменты кишечного сока, но и бактерии, населяющие просвет кишки. Эти же бактерии играют и витаминсинтезирующую функцию – они вырабатывают витамины В, С, К. Одна из самых важных функций толстой кишки – эвакуаторная функция – изгнание непереваренных и шлаковых веществ через задний проход, которое возможно благодаря совместной работе мышечного слоя кишки, мускулатуры промежности и передней брюшной стенки.

Рак прямой кишки

Рак прямой кишки – это злокачественная опухоль, вырастающая из слизистой оболочки толстой кишки. Слизистая оболочка – это самый внутренний слой стенки кишки, которые непосредственно контактирует с ее содержимым. Раку толстой кишки присущи все свойства злокачественной опухоли. Это постепенный, но неудержимый рост. При достижении больших размеров опухоль может прорастать в окружающие органы. На определенной стадии своего развития раковые клетки отрываются от опухоли и с током крови распространяются по организму, давая метастазы. Метастазы – это вторичные опухолевые узлы, появляющиеся в других органах, чаще всего в печени, легких, лимфатических узлах брюшной полости. При раке толстой кишки также встречаются метастазы в головной мозг и в кости скелета.

Рак толстой кишки

На ранних стадиях рак толстой кишки может ничем не проявлять себя, но при достижении больших размеров может служить причиной осложнений и смерти больного. Это связано с тем, что опухоль имеет очень высокий уровень обмена веществ и забирает на себя питательные вещества из организма, приводя к истощению больного. Кроме того, она может служить причиной кишечной непроходимости (это случается, когда своей массой опухоль полностью перекрывает просвет кишечника и проходимость ее для каловых масс и газов прерывается) или кровотечения из опухоли в просвет кишечника. При больших размерах опухоль толстой кишки может осложняться появлением сквозного дефекта в ее стенке (перфорации). Если перфорация происходит в свободную брюшную полость, то развивается перитонит, а если в забрюшинную клетчатку, то воспалительный инфильтрат или даже гнойник.

Ежегодно в мире регистрируется более полумиллиона случаев заболевания раком толстой и прямой кишки и заболеваемость им увеличивается с течением последних десятилетий. Наибольшая заболеваемость отмечается в США, Канаде, странах Западной Европы и России. Менее выражен рост заболеваемости в странах Азии и Африки. В Соединенных штатах Америки рак толстой и прямой кишки с 1998 года вышел на первое место в структуре заболеваемости злокачественными опухолями.

В Великобритании рак прямой кишки составляет 15% всех злокачественных опухолей, уступая лишь раку легкого. В России он находится на третьем месте (после рака легкого и желудка у мужчин и рака молочной железы и кожи у женщин), причем еще 20 лет назад занимая шестое место. В среднем по стране среди мужчин заболевает примерно 11,6 человек на сто тысяч населения в год, среди женщин – 9,2 тысяч человек на сто тысяч населения в год.

В Москве за последние 15 лет заболеваемость раком толстой и прямой кишки выросла с 10,2 случаев на 100 тысяч в год до 17,2.

Наиболее часто раком толстой и прямой кишки болеют люди в возрасте от 50 лет. Мужчины болеют несколько чаще женщин. По достижении 75-летнего возраста заболеваемость начинает постепенно снижаться. Тревожным является тот факт, что на 100 новых больных раком ободочной и прямой кишки приходится более 70 умерших, из них на 1-м году с момента установления диагноза около 40%. Данное обстоятельство обусловлено тем, что при первичном обращении пациентов к врачу запущенные формы рака (третьей и четвертой стадии) диагностируются у 71,4% больных раком ободочной кишки и у 62,4% в случаях заболевания раком прямой кишки. По большой статистике средняя пятилетняя выживаемость всех первично зарегистрированных больных раком толстой и прямой кишки составляет около 50 процентов.

Таким образом, рак толстой и прямой кишки – чрезвычайно актуальная проблема современной онкологии. Заболеваемость им неуклонно повышается во всем мире, в том числе и в Российской Федерации в настоящее время эта опухоль вышла на лидирующие позиции. Это связано с тем, что среди всех больных большинство при первичном обращении к врачу уже имеет запущенную стадию, что снижает возможности лечения и длительность жизни у этих пациентов. Соответственно, самая главный снижения смертности и повышения эффективности лечения рака толстой и прямой кишки – это ранняя диагностика, так как на начальных стадиях заболевания шансов на успех лечения гораздо больше.