oncolog.su » Рак мозга - виды опухолей

РАК МОЗГА - ВИДЫ ОПУХОЛЕЙ

Диагностика и лечение рака - Оncolog.su

Виды опухолей мозга: нейроэпителиальные опухоли (эпендимома, глиома, олигодендроглиома), оболочечные опухоли (менингиомы), метастатические опухоли, опухоли гипофиза (аденомы гипофиза), опухоли черепных нервов (невринома слухового нерва и др.), сосудистые опухоли, дизэмбриогенетические опухоли.

Практически все опухоли головного мозга являются злокачественными, т.к приводят к смерти вследствие гипертензии и дислокации головного мозга. Есть быстрорастущие опухоли (глиомы, метастазы, глиобластомы, аденокарциномы и др.) и относительно медленно растущие (менингиомы, аденомы и др.). Это деление опухолей головного мозга достаточно условно, т.к. немаловажное значение имеет и место роста опухоли. Опухоли мозга составляют примерно 1,5% от всех злокачественных опухолей.

Медуллобластомы и герминативные опухоли чаще встречаются у мужчин, а менингиомы и невриномы – у женщин.

Глиомы составляют 60% всех первичных опухолей головного мозга. Злокачественные глиомы – мультиформная глиобластома и анапластические глиомы (анапластическая астроцитома, анапластическая олигодендроглиома и анапластическая олигоастроцитома) являются наиболее распространенными инфильтративными первичными опухолями головного мозга. Гистологически они подразделяются на четыре степени злокачественности, разные варианты которых встречаются с неодинаковой частотой и различаются по прогнозу. Мультиформная глиобластома встречается наиболее часто и обладает крайне неблагоприятным прогнозом. Средняя продолжительность жизни после установления диагноза составляет 12 месяцев.

Клинические проявления опухоли мозга

Одна из главных особенностей опухолей головного мозга состоит в том, что они развиваются в жестко ограниченном пространстве полости черепа, что рано или поздно приводит к поражению как прилежащих к опухоли, так и отдаленных от нее отделов головного мозга.

Сдавление или разрушение за счет прорастания опухоли в прилежащию к ней ткань головного мозга обусловливает появление первичных (так называемых очаговых, локальных, местных, гнездных) симптомов.

По мере прогрессирования заболевания, могут появиться общемозговые симптомы, развивающиеся вследствие распространенного отека мозга, генерализации нарушений гемодинамики и появления внутричерепной гипертензии (повышения внутричерепного давления).

Однако, при локализации опухоли в “немой”, функционально малозначимой, зоне мозга такой последовательности возникновения симптомов может не быть, а заболевание начнется с общемозговых симптомов, при этом очаговые симптомы могут отсутствовать вообще.

Головная боль - чаще является общемозговым симптомом, но может быть и очаговым при опухолях головного мозга, связанных с богато иннервированной твердой мозговой оболочкой.

Рвота - чаще является общемозговым симптомом.

Нарушение зрения – встречается часто при аденомах гипофиза.

Нарушение функции черепных нервов – нарушение обоняния, нарушение движений глазных яблок, боль и/или онемение на лице, парез лицевой мускулатуры, снижение слуха, нарушение равновесия, нарушения глотания, вкуса и др.

Очаговые симптомы - выраженность и характер очаговых симптомов во многом определяется функциональной ролью зоны поражения (нарушение движений, параличи, нарушение чувствительности, эпилептические припадки, нарушение речи, интеллектуальные и психические расстройства, различные галлюцинации, нарушение зрения, гиперкинезы, боль, вегетативные и гормональные расстройства, нарушение координации). Всем пациентам с впервые возникшим эпилептическим припадком показана КТ или МРТ головного мозга для исключения объемного образования в головном мозге.

Методы лечения

Несмотря на небольшую встречаемость этих опухолей, они представляют важную главу современной онкологии: тягостные неврологические симптомы (параличи и парезы, помутнения сознания, сильные головные боли, галлюцинации) вызывают длительные страдания, а существующие лечебные мероприятия сопряжены с развитием разнообразных побочных эффектов. Успехи в области нейрохирургии, лучевой и химиотерапии на сегодняшний день не очень большие.

Традиционно первой линией терапии первичных опухолей головного мозга является хирургическое вмешательство и лучевая терапия. Однако радикальное хирургическое вмешательство выполнимо далеко не у всех пациентов, так как зачастую расположение опухоли и ее размеры не позволяют провести операцию, а к лучевой и химиотерапии глиомы часто оказываются устойчивы.

Особенностью течения злокачественных глиом является высокая склонность к развитию рецидивов: у 60–90% больных возникают локальные рецидивы (часто в пределах 2 см от первичной опухоли), 2-летний срок переживает только 15% больных. Стандартных подходов к лечению рецидивов не существует: часть больных подвергается повторному оперативному вмешательству, для большинства больных предпочтительна химиотерапия, хотя на сегодняшний день она считается паллиативной.