oncolog.su » Рак ротоглотки

РАК РОТОГЛОТКИ

Лучшим методом профилактики рака ротоглотки является периодический осмотр глотки и ротовой полости.. Помните, что выявление рака на ранней стадии позволяет надеяться на успех лечения. К сожалению, несмотря на довольно простое самообследование, которое помогло бы предупредить переход рака глотки в более тяжелые формы, почто всегда пациент обращается за помощью к врачу, когда рак находится на поздних стадиях.

Недавно Вы вдруг обратили внимание, что у Вас в глотке появилось непонятное бледное образование, которое никак не проходит. Оно не похоже ни на что, что Вы видели раньше. Это образование может быть одним из ранних признаков рака глотки. Рак глотки – это злокачественная опухоль, развивающаяся из клеток эпителия слизистой оболочки глотки. Ежегодно от этой патологии, например в США, умирает около 7000 человек.

Как уже было сказано, рак – это злокачественное перерождение клеток эпителия. Эта патология заключается в том, что здоровые до этого клетки под воздействием неизвестных причин начинают безудержно делиться и расти. При этом они прорастают не только во внешнее пространство, но и в соседние органы.

Кроме рака, клетки могут образовывать и доброкачественные опухоли. Такие опухоли отличаются от злокачественных тем, что редко поражают соседние органы и не повреждают окружающие ткани. Кроме того, доброкачественные опухоли легче удалить оперативным путем, кроме того, они не рецидивируют после операции.

Злокачественные опухоли чаще всего прорастают в соседние органы и ткани. Рак можно удалить хирургически, однако на поздних стадиях это становится затруднительно. Более того, хирургическое удаление раковых опухолей требует большего объема, чем доброкачественные. Это означает, что если при доброкачественных опухолях достаточно просто удалить опухоль, то при злокачественных – требуется удаление практически всего пораженного органа. Для злокачественных опухолей характерно образование метастазов. При том, что в различных, иногда отдаленных отделах организма начинают формироваться опухолевые очаги. Это связано с тем, что клетки опухоли распространяются по кровеносным и лимфатическим сосудам.

В настоящее время медицина не выяснила точную причину развития рака. Однако существуют факторы риска, которые повышают вероятность возникновения опухоли глотки. К одним из таких факторов относятся курение табака, а также жевательный табак. Определенную роль играет и чрезмерное употребление алкоголя.

Перечислим наиболее частые факторы риска, способствующие возникновению рака глотки.

Табак. Табачный дым оказывает раздражающее действие на клетки слизистой оболочки рта и глотки. Курящие люди намного больше подвержены риску рака глотки, чем не курящие. Примерно 90 % страдающих раком глотки, употребляют табак в той или иной форме. У лиц, использующих жевательный табак, кроме того, повышен риск развития рака десен, щек и губы.

Чрезмерное употребление алкоголя. Алкоголь так же оказывает раздражающее воздействие на слизистую глотки. Около ¾ пациентов с раком глотки или ротовой полости злоупотребляют алкоголем. Сочетание курения с чрезмерным употреблением алкоголя значительно повышает риск рака глотки или ротовой полости.

Длительное раздражение зубными протезами. Само по себе раздражение зубными протезами не является фактором риска развития рака глотки или ротовой полости. Однако плохо подходящие зубные протезы могут поглощать табак или алкоголь, которые и оказывают воздействие на слизистую оболочку.

Лейкоплакия. Лейкоплакия – при осмотре имеет вид ограниченного пятна белесоватого цвета, размером до 1 сантиметра. Они практически не возвышаются над поверхностью слизистой оболочки. Эти образования чаще бывают одиночными, хотя изредка бывают и множественными, встречаются на языке или слизистой оболочке щек. Лейкоплакия считается предраковым состоянием.

Эритроплакия – это красноватого цвета образования, которые, как и лейкоплакия встречаются на слизистой оболочке ротовой полости. Это так же одна из форм предрака.

Вирус папилломы человека – вирус, который ответственен за такие образования, как папиллома. Они могут быть как генитальные, так и кожные.

Проявления рака ротоглотки:

• Язвочка в полости рта, которая не заживает длительное время или увеличивается в размере.
  • Постоянная боль во рту.
  • Образования или пятна на слизистой оболочке рта белого или красного цвета.
  • Истончение слизистой щек.
  • Затруднение жевания, глотания, а также движений языка.
  • Затруднение движений нижней челюсти или боли при движениях ею.
  • Ощущение комка в горле или язвочка на стенке глотки.
  • Боль в области зубов либо выпадение зубов.
  • Онемение во рту.
  • Изменения голоса.
  • Опухолевидное образование на шее.
  • Неприятный запах изо рта.

Диагностика рака ротоглотки

Впервые заметить образование у Вас во рту или глотке можете Вы сами либо Ваш стоматолог или другой врач, проводящий осмотр горла. Для выявления характера того или иного образования во рту или глотке обычно берется кусочек ткани для последующего гистологического исследования. В большинстве случаев рак глотки или ротовой полости представляет собой карцинома.

Кроме биопсии, для уточнения диагноза, для выявления характера роста опухоли, степени поражения соседних тканей и органов, а также наличие метастазов, проводятся следующие методы исследования:

• Рентгенография головы и грудной клетки. Компьютерная томография и магнитно-резонансное исследование. Эти методы исследования позволяют получить намного больше информации о состоянии органов и тканей. Компьютерная томография позволяет получать как бы картинки «слоев» тканей и органов, которые далее обрабатываются компьютером. Магнитно-резонансное сканирование не использует рентгеновских лучей. Для его проведения пациент помещается в особой камере в электромагнитное поле. Данный метод позволяет выявить увеличение лимфатических узлов.
  • Ультразвуковое исследование. Это безопасный и безболезненный метод исследования мягких тканей. Он так же позволяет выявить изменения соседних с опухолью тканей, увеличение лимфатических узлов.