oncolog.su » Рак толстой кишки

РАК ТОЛСТОЙ КИШКИ

По характеру роста различают экзофитные и эндофитные опухоли толстой кишки.

Экзофитные опухоли растут в просвет кишки в виде полипа, узла или ворсинчатого образования, напоминающего цветную капусту. При распаде экзофитной опухоли возникает блюдцеобразный рак, который имеет вид язвы с плотным дном и валикообразными краями, выступающими над поверхностью непораженной слизистой.

Эндофитный (инфильтративный) рак растет преимущественно в толще кишечной стенки. Опухоль распространяется по периметру кишки и охватывает ее по окружности, вызывая сужение просвета. При распаде эндофитного рака видна обширная плоская язва, расположенная по периметру кишки со слегка приподнятыми плотными краями и неровным дном (язвенная или язвенно-инфильтративная форма).

Существует закономерность в характере роста опухоли в разных отделах кишечника. В правой половине ободочной кишки обычно встречаются экзофитные опухоли, в левой - 3/4 всех новообразований растут эндофитно.

В 70-75% случаев злокачественные опухоли представлены аденокарциномой, реже встречаются солидные или слизистые раки. Две последние формы протекают более злокачественно.

Рак толстой кишки в большинстве случаев развивается из полипов. Полипы представляют собой разрастания эпителия в виде мелких сосочков или круглых образований, возвышающихся над поверхностью слизистой оболочки. Предраковыми считаются аденоматозные полипы, диффузный полипоз, неспецифический язвенный колит и болезнь Крона.

Возникновение рака толстой кишки связывают с влиянием канцерогенных веществ, образующихся в кишечном содержимом под влиянием бактериальной флоры. Ферменты, выделяемые микроорганизмами, принимают участие в обмене белков, фосфолипидов, жирных и желчных кислот, билирубина, холестерина и т.д. Под влиянием бактериальной флоры из аминокислот высвобождается аммиак, образуются нитрозамины, летучие фенолы, происходит превращение первичных желчных кислот во вторичные, чье канцерогенное, мутагенное и активирующее действие доказано многими тестами.

Концентрация желчных кислот зависит от характера питания: она увеличивается при приеме пищи, богатой белками и особенно жирами. Поэтому в развитых странах с высоким уровнем потребления мяса и животных жиров заболеваемость раком толстой кишки выше, чем в развивающихся странах.

Считается, что противоположное, тормозящее канцерогенез влияние оказывает пища, содержащая большое количество растительной клетчатки и насыщенная витаминами А и С. Растительная клетчатка содержит так называемые пищевые волокна. Этим термином обозначают вещества, устойчивые к метаболическим процессам в организме. К ним относятся целлюлоза, гемицеллюлоза, пектины, продукты из водорослей. Все они являются углеводами. Пищевые волокна увеличивают объем каловых масс, стимулируют перистальтику и ускоряют транспорт содержимого по кишечнику. Кроме того, они связывают соли желчных кислот, уменьшая их концентрацию в каловых массах. Высоким содержанием пищевых волокон характеризуется ржаная мука грубого помола, фасоль, зеленый горошек, пшено, чернослив и некоторые другие растительные продукты. В развитых странах потребление с пищей грубой клетчатки на протяжении последних десятилетий снижалось. Возможно, это привело к росту заболеваемости хроническими колитами, полипами и раком толстой кишки.

Определенное значение в возникновении рака толстой кишки играют генетические факторы. Об этом свидетельствуют случаи рака толстой кишки среди кровных родственников.

Профилактика рака толстой кишки

Первичная профилактика рака толстой кишки сводится к рациональному питанию с включением продуктов, содержащих достаточное количество пищевых волокон овощей и фруктов, богатых витаминами А и С.

Вторичная профилактика заключается в диспансеризации и излечении больных диффузным полипозом, раннем выявлении и лечении ворсинчатых опухолей, множественных и одиночных полипов, язвенного колита и болезни Крона, диспансеризации кровных родственников больных раком толстой кишки.