oncolog.su » Рак легкого

РАК ЛЕГКОГО

Рак легкого – очень агрессивная опухоль и смертность от нее остается на высоком уровне несколько последних десятилетий. Ежегодно в России от этой болезни погибает 30-40 тысяч человек, что составляет более 20 процентов от всех умерших от злокачественных опухолей. А среди всех мужчин, умирающих от онкологической патологии, от рака легкого умирает 31 процент.

Наиболее высокий процент умерших от рака легкого составляют мужчины в возрасте 70-79 лет.

Рак легкого – собирательное понятие. Группа злокачественных новообразований, определяемых этим термином, включает в себя рак бронхов, бронхиол (мелкие бронхи) и собственно легочной ткани (альвеол). По своей микроскопической (гистологической) структуре рак легкого тоже может подразделяться на несколько разновидностей. Но общим свойством этой достаточно большой группы опухолей является склонность к агрессивному течение, раннему рецидивированию и метастазированию. Рак легкого – самое распространенное на Земле онкологическое заболевание. За последние несколько десятилетий уровень заболеваемости им вырос в десятки раз. Особенно это заметно в индустриально развитых странах, где это заболевание занимает первое место в структуре онкологической заболеваемости. Очень высок уровень заболеваемости в Италии (Триеста), в Германии, в Великобритании. Самый низкие показатели зафиксированы в Мали, Пуэрто-Рико, в Индии.

В России каждый год раком легкого заболевает более 63000 человек. В нашей стране – это также наиболее частая онкологическая патология (составляет 14% от всех злокачественных опухолей). Вероятность заболеть растет с возрастом и пик заболеваемости приходится на возраст старше 70 лет у мужчин и старше 80 лет у женщин. Мужчины болеют в несколько раз чаще, чем женщины.

Так, средняя заболеваемость раком легкого в нашей стране составляет 40-45 случаев на сто тысяч населения в год. Но в тоже время заболеваемость среди мужчин составляет 65-70 случаев на 100000 населения в год, а среди женщин заболевает всего лишь 8-12 на 100000 населения в год. Таким образом, цифры ясно и бесстрастно дают понять, что рак легкого – это серьезное и очень распространенное онкологическое заболевание, характеризующееся высоким уровнем заболеваемости и смертности, особенно в индустриально развитых странах, в том числе и в Российской Федерации.

Различают 2 основные группы причин, способствующих развитию рака легкого

Первая – это те канцерогенные (вызывающие рак) вещества, которые попадают в ткани бронхов и легких из внешней среды с дыханием. Вторая – эта большая группа хронических воспалительных заболеваний легких.

Самая важная причина рака легкого – это курение. Примерно 90 процентов всех случаев этого заболевания развивается у курящих людей. Постоянное многолетнее вдыхание продуктов тления табака (а они содержат целый букет канцерогенных смол, газов и других веществ) вызывает нарушения в функционировании клеток слизистой оболочки бронхов и альвеол и ведет к метаплазии (перестройке) этих клеток. Кроме того, высокая температура вдыхаемого табачного дыма также ведет к постоянному раздражению бронхов и ткани легких. В результате нарушаются процессы нормального деления клеток и во много раз повышается вероятность заболеть раком.

Вероятность заболеть напрямую зависит от стажа курения, количества выкуриваемых сигарет в сутки и качества табака. Лица, выкуривающие две и более пачек сигарет в день, заболевают в 15-25 раз чаще некурящих. Наибольшему риску подвержены курильщики, употребляющие дешевые сорта табака без фильтра. Стаж курения тоже играет огромную роль и чем он выше, тем шансы получить рак легкого больше. Но некоторые исследования показывали, что даже небольшой стаж уже повышает эти шансы – заболеваемость среди курящих и некурящих была одинаковой всего лишь до 26-28 лет, после чего курильщики начинали болеть чаще. Табачный дым опасен не только для курящего, но и для его окружения. Регулярное «пассивное курение» имеет абсолютно такое же действие, как и непосредственное табакокурение и повышает риск заболеть раком легкого в 1,5 – 2 раза.

Повышают риск заболеть раком легкого и профессиональные вредности. В первую очередь это производства, связанные с использование мышьяка, хрома, никеля и асбеста (особенно асбестовая пыль), тяжелых металлов и хлорметиловым эфиром.

В возникновении опухоли играют роль и хронический воспалительные процессы в ткани легких и бронхов, а также заболевания, сопровождающиеся уплотнением и перестройкой нормальной ткани. Рубцовые изменения после перенесенного ранее туберкулеза, очаги пневмосклероза (разрастания соединительной ткани), бронхоэктатическая болезнь (расширение стенок бронхов в виде мешочков) также повышают вероятность заболевания раком легкого.

Рак легкого – заболевание, которое вызывают как канцерогенные факторы, поступающие в организм человека извне с вдыхаемым воздухом, так и хронические заболевания легких, ведущие к ненормальной перестройке легочной ткани. Профилактика направлена в первую очередь на повышение чистоты вдыхаемого воздуха, активную борьбу с курением табака, а также на наблюдение за лицами, относящимися к группам риска и своевременное лечение предопухолевых заболеваний.

Профилактика рака легкого должна складываться из двух компонентов

Первичная профилактика (еще ее называют онкогигиенической) – это комплекс медико-гигиенических и государственных мероприятий, направленный на устранение и значительное уменьшение факторов риска, повышающих шанс появления опухоли. Сюда включают борьбу с загрязнением вдыхаемого воздуха как в быту, так и на производстве (особенно там, где используются канцерогенные вещества). Самая главная составляющая первичной профилактики – борьба с вреднейшей привычкой – курением. С этим пороком необходимо бороться как законодательно, на уровне государства, так и санитарно-просветительски, то есть на уровне непосредственно населения. Пропаганда здорового образа жизни, поголовный отказ от курения смогли бы снизить заболеваемость раком легкого в десятки раз.

Вторичная профилактика (клиническая, медицинская) включает в себя планово-организационную систему профилактических обследований легких, а также учета и лечения предопухолевых заболеваний легких. Особенно важно наблюдение за группами риска – в основном это мужчины, длительно болеющие хроническим бронхитом, пневмонией или туберкулезом. Сюда включают также длительно курящих лиц старше 50 лет, а также лиц, излеченных раньше от злокачественного новообразования. Наблюдение за такими людьми направлено на выявление ранних форм рака легкого, так как именно в этой ситуации можно надеяться на хорошие результаты лечения.